В настоящее время одним из приоритетов государства является привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу оказания социальных услуг населению. Доступ к этому рынку открывает для СО НКО огромные возможности, и с точки зрения налаживания более тесных и доверительных контактов как с населением, так и с властью, и в смысле повышения финансовой устойчивости некоммерческих организаций.
1 января 2015 года вступил в силу новый закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который определяет в качестве поставщиков социальных услуг не только государственные учреждения, как было ранее, но и социально ориентированные некоммерческие организации, коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. Теперь государство лишь устанавливает стандарты услуг и финансирует их предоставление.
В 2014 – 2015гг. во всех регионах был принят целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с:
- порядком формирования и ведения Реестра поставщиков социальных услуг и Регистра получателей социальных услуг;
- государственным контролем в сфере социального обслуживания;
- определением размера и выплатой компенсаций поставщикам социальных услуг;
- порядком предоставления социальных услуг на дому, в стационарной и полустационарной формах;
- межведомственным взаимодействием органов государственной власти при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения и др.
Кроме того, в 2014 году во всех субъектах СФО был утвержден План информационно-разъяснительной работы по реализации 442-ФЗ, который предусматривал:
- разъяснение основных положений законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации;
- разработку и распространение необходимых справочных, методических, информационных и иных материалов по реализации Федерального закона;
- создание системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, иных некоммерческих организаций для систематизации работы по возникающим проблемам в сфере предоставления социальных услуг гражданам;
- организацию и проведение серии информационных и обучающих мероприятий;
- обучение сотрудников НКО по вопросам реализации положений Федерального закона 442-ФЗ в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки;
- организацию работы «горячей линии» по вопросам социального обслуживания для населения и поставщиков социальных услуг.
Сегодня во всех регионах приняты и реализуются законы и программы по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, способствующих их более быстрому и безболезненному выходу на рынок социальных услуг. Наиболее часто встречаются такие формы поддержки СО НКО, как:
- финансовая (в виде грантов и субсидий);
- имущественная (предоставление помещений и оборудования на льготных условиях, либо безвозмездно);
- информационная (организация круглых столов, семинаров, информационных встреч, конференций по вопросам развития гражданского общества и включения СО НКО в разработку и реализацию региональной социальной политики);
- консультационная и методическая (создание региональных и муниципальных Ресурсных центров поддержки НКО, а так же тематических сайтов в сети Интернет);
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В ряде регионов, например, в Республике Бурятия, Красноярском крае, Томской области, ежегодно проводятся конкурсы для СО НКО, направленные на поддержку и развитие детских и молодежных общественных объединений, выявление лучших муниципальных программ поддержки СО НКО, конкурсы на лучшего менеджера некоммерческой организации и др.
По-прежнему наиболее распространенными механизмами привлечения негосударственного сектора к оказанию социальных услуг являются: предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям и проведение закупок социальных услуг у НКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Негосударственными организациями сегодня уже предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-трудовые, социально-правовые услуги, например, такие как:
- Услуга раннего вмешательства
- Услуга секретаря-чтеца для инвалидов по зрению
- Услуга сопровождения «социальное такси»
- Адаптивные настольные игры для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья
- Служба патронажа одиноко проживающих лиц пожилого возраста
- Краткосрочное кризисное консультирование семей
- Организация инклюзивного воспитания и обучения дошкольников в условиях инклюзивного центра присмотра, ухода и развития детей
- Реабилитация через творчество, содействие развитию инклюзивного образования и дополнительного образования детей-инвалидов
- «Удаленное» сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов
- Наставничество над воспитанниками детских домов школьного возраста
- Сестринский уход за детьми-сиротами в возрасте от 0-4 лет в условиях госпитализации
- Оказание социальных услуг детям с аутизмом, поддержка семей и др.
По мнению представителей СО НКО и органов власти, предпочтительнее делегировать третьему сектору предоставление социальных услуг в области: социальной защиты, просвещения, работы с молодежью и другие услуги социокультурного и гуманитарного содержания. Нельзя передавать в управление НКО услуги в сфере основного образования (дополнительного – можно) и здравоохранения.
На сегодняшний день, по данным, опубликованным на сайтах ведомств, ответственных за социальную политику в регионах, в Сибирском федеральном округе и Тюменской области в реестр поставщиков социальных услуг вошла 31 негосударственная организация: 26 СО НКО, 4 ООО и 1 ИП.
Многие НКО пока еще не спешат войти в реестр поставщиков социальных услуг, так как не до конца понимают механизм вхождения в реестр, и ту степень ответственности, которую они будут обязаны нести за предоставление социальных услуг. Кроме того, по мнению представителей НКО, существуют и другие не менее важные проблемы, например, такие, как:
- отсутствие необходимой материально-технической базы, соответствующей существующим нормам и требованиям;
- отсутствие стабильного финансирования, а так же финансовая несостоятельность многих СО НКО, что особенно затрудняет их участие в конкурсах государственных закупок, где требуется обеспечение заявки;
- кадровые проблемы, связанные с отсутствием профильного образования у членов НКО, а так же отсутствие эффективного менеджмента в организации;
- отсутствие стандартов оказания инновационных видов услуг, и как следствие, трудности в оценке качества предоставления таких услуг.
Но с другой стороны, оказание социальных услуг некоммерческими организациями позволит:
- обеспечить им более устойчивое и длительное финансирование;
- быстро реагировать на проблемы и запросы своей целевой группы и создавать для них инновационные специализированные услуги;
- повысить степень доверия к себе со стороны органов власти и общества.
Анализируя данные о реализации 442-ФЗ в регионах, нормативно-правовую базу поддержки СО НКО и вовлечения их в оказание социальных услуг, можно сделать вывод о том, что процесс включения СО НКО в оказание социальных услуг населению в СФО и Тюменской области уже запущен. Однако и в этом вопросе не уйти от специфики каждого региона. По - прежнему есть субъекты, где в реестрах поставщиков социальных услуг нет ни одной некоммерческой организации, например, как в Забайкальском крае, Республике Хакасия, Томской области. В то же время в Новосибирской и Омской области данный процесс идет достаточно активно. Есть и такие регионы, как, например, Красноярский, Алтайский край, Кемеровская область, где социальные услуги уже давно оказываются, но организации все еще не спешат входить в реестры. И, тем не менее, не смотря на имеющиеся проблемы, в каждом регионе процесс вовлечения СО НКО в оказание социальных услуг с каждым годом идет все более интенсивно.
Источниками информации для проведения данного исследования послужили:
- официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской федерации;
- официальный сайт Министерства экономического развития Российской федерации;
- официальные сайты региональных ведомств социального блока СФО и Тюменской области;
- официальные сайты правительств регионов СФО и Тюменской области;
- сайты региональных Ресурсных центров поддержки СО НКО;
- справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
- информационно-правовой портал «Гарант»;
- электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».
Представляем анализ и обзор нормативно-правовой базы регионов: Новосибирской, Тюменской, Томской, Кемеровской, Омской, Иркутской областей, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Республики Бурятия.
Данный анализ позволяет изучить лучший опыт и объективно оценить, какие необходимо сделать изменения и дополнения в нормативно-правовых документах по содействию включенности социально ориентированных НКО в сферу социальных услуг на региональном уровне.