О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия

Анализ нормативно-правовой базы Омской области, которая содействует включенности социально ориентированных НКО в сферу социальных услуг

Нормативно-правовая база Омской области, регулирующие вопросы взаимодействия социально ориентированных НКО, представлена следующим документом:

1. Постановление Правительства Омской области от 19 октября 2011 г. №204-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011-2015 годы)

Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на обеспечение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по следующим направлениям (далее - приоритетные направления):

  • профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
  • повышение качества жизни людей пожилого возраста;
  • социальная адаптация инвалидов и их семей;
  • развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
  • развитие межнационального сотрудничества и иные направления деятельности.

Реализация Программы позволит решить ряд проблем в области взаимодействия органов государственной власти Омской области и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также проблем самих социально ориентированных некоммерческих организаций.

Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:

  • оказание финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления субсидий на оказание социальных услуг по приоритетным направлениям, на реализацию социально значимых проектов (программ);
  • предоставление информационной и консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.

Следующие документы регулируют процесс вовлеченности различных НКО (не социально ориентированных) в социальную политику региона.

2. Постановление Законодательного Собрания Омской области от 26 сентября 2002 г. №184 «Об областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий»

Областная комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуется во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий", иных нормативных правовых актов о политических репрессиях (далее - законодательство о политических репрессиях) для оказания содействия органам государственной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области, организациям и объединениям граждан в решении вопросов восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий.

В состав комиссии входят представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Законодательного Собрания Омской области, органов исполнительной власти Омской области, организаций, а также общественных объединений граждан, пострадавших в результате политических репрессий, по решению их руководителей. В работе комиссии могут участвовать представители органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, судов и других организаций.

Комиссия наделяется полномочиями самостоятельно решать в соответствии с федеральным и областным законодательством вопросы восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессии.

Комиссия:

  • осуществляет контроль за деятельностью соответствующих органов исполнительной власти Омской области в сфере реализации ими законодательства о политических репрессиях;
  • на основании данных, полученных от правоохранительных органов и архивных учреждений, организует совместно с общественными объединениями граждан, пострадавших от репрессий, персональный учет реабилитированных, ведение Книги Памяти и списков реабилитированных, публикацию соответствующих сообщений в средствах массовой информации;
  • координирует работу органов исполнительной власти Омской области, общественных объединений граждан по реализации законодательства о политических репрессиях, дает им необходимые рекомендации;
  • анализирует работу органов государственной власти Омской области;
  • органов местного самоуправления Омской области, общественных объединений граждан по реализации законодательства о политических репрессиях, оказывает им необходимое содействие, вносит предложения об устранении недостатков в указанной работе и об улучшении материально-бытовых условий реабилитированных;
  • рассматривает заявления реабилитированных о предоставлении льгот, восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных, имущественных и других прав, утраченных ими в связи с политическими репрессиями;
  • рассматривает жалобы реабилитированных на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также общественных объединений граждан, нарушающие их права, определенные законодательством о политических репрессиях;
  • на основании заявлений реабилитированных или их наследников, а также представленных документов и материалов выносит заключения о возврате незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации;
  • на основе данных финансового органа исполнительной власти Омской области ведет учет выплат денежных компенсаций и возмещения материального ущерба реабилитированным;
  • совместно с органами исполнительной власти Омской области и общественными объединениями граждан проводит обследование материально-бытовых условий реабилитированных и принимает меры по оказанию им необходимой помощи;
  • разъясняет реабилитированным их права и обязанности, предусмотренные законодательством о политических репрессиях.

3. Указ Губернатора Омской области от 31.08.2009 N 104 "О Совете по делам инвалидов при Губернаторе Омской области".

Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области является совещательным органом при Губернаторе Омской области, содействующим реализации полномочий Губернатора Омской области по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными органами и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Омской области.

Основными задачами Совета являются:

  • подготовка предложений по реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Омской области;
  • подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования федерального и областного законодательства в сфере предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения инвалидов и установления им мер государственной поддержки на основании анализа положения дел и обобщения практики применения федерального и областного законодательства в указанной сфере;
  • обсуждение по предложению Губернатора Омской области вопросов, относящихся к проблемам инвалидности и инвалидов в Омской области.

4. Постановление Правительства Омской области от 23 июля 2008 г. №116-п «Об утверждении порядка предоставления в 2008 г. из областного бюджета субсидий отдельным некоммерческим организациям, зарегистрированным на территории Омской области, на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан».

Субсидии предоставляются получателям субсидий на возмещение части затрат, связанных со следующими направлениями деятельности в социальной сфере:

1) пропаганда общественно полезной значимости семьи, материнства, отцовства, защита прав женщин и детей;

2) защита прав и законных интересов пенсионеров и ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

3) защита прав и законных интересов участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, подвергшихся воздействию радиации и иных неблагоприятных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, их детей, родившихся после радиоактивного облучения, инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также других радиационных, техногенных и экологических аварий и катастроф;

4) социальная защита инвалидов, получивших тяжелые ранения, контузии, увечья в ходе войны в Афганистане, контртеррористической операции на Северном Кавказе и других зонах военных конфликтов, содействие в защите прав и законных интересов инвалидов войны, членов их семей и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;

5) социальная и правовая поддержка родителей погибших военнослужащих, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходящих службу по призыву, защита прав и законных интересов призывников и военнослужащих срочной службы;

6) оказание безвозмездной правовой поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

7) социальная реабилитация инвалидов и иных категорий граждан, проживающих на территории Омской области и не способных самостоятельно реализовать свои права и свободы;

8) содействие инвалидам, проживающим на территории Омской области, в получении медицинской помощи, образования, трудоустройстве, улучшении материальных, жилищных и бытовых условий, а также в реализации их прав и свобод;

9) создание условий для участия инвалидов в работе средств массовой информации;

10) защита прав и законных интересов инвалидов, оказание им содействия в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

11) иные направления деятельности в социальной сфере.

5. Постановление Правительства Омской области от 12 ноября 2008 г. №191-п «Об утверждении порядка предоставления в 2008 г. из областного бюджета субсидий отдельным общественным объединениям, зарегистрированным на территории Омской области, на возмещение затрат, связанных с осуществлением общественно полезной деятельности на территории Омской области».

Субсидии предоставляются получателям субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов, связанных с направлениями общественно полезной деятельности в следующих сферах:

  • образование, культура и наука (просветительская деятельность в области образования, здравоохранения, науки, культуры, развитие национальной культуры, сохранение культурного наследия, формирование правовой культуры, формирование экологической культуры);
  • молодежная политика, физическая культура и спорт (развитие гражданской и творческой активности детей и молодежи, патриотическое воспитание, просветительская деятельность в области физической культуры и спорта, поддержка детских и молодежных инициатив, организация детского досуга, формирование здорового образа жизни);
  • социальная защита отдельных категорий граждан (социальная поддержка населения и развитие добровольчества, вопросы демографии, защита семьи, материнства, отцовства и детства, популяризация семейных ценностей);
  • жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура (благоустройство территорий городских и сельских поселений, строительство детских площадок, правовое обеспечение участия населения в работе территориального общественного самоуправления).

6. Постановление Правительства Омской области от 10 декабря 2010 г. №245-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Согласно данной программе в Омской области будет формироваться доступная среда для инвалидов. Исполнителем-координатором данной программы является Министерство труда и социального развития Омской области. Среди исполнителей программы есть ряд некоммерческих организаций: Омская Областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов», Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Омская региональная организация Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане, Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», омская региональная общественная организация инвалидов «Союз Чернобыль».

7. Постановление Правительства Омской области от 9 марта 2011 г. №31-П «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Старшее поколение» на 2011-2015 г.

Целью Программы является повышение к 2015 году качества лиц пожилого возраста путем обеспечения доступности медицинских, социальных, образовательных и иных услуг, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества.

Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:

  • осуществление мер по совершенствованию коммуникационных связей, развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста;
  • организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста;
  • осуществление деятельности по укреплению социальной защищенности и здоровья граждан пожилого возраста;
  • оптимизация инфраструктуры социального обслуживания, развитие учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста на территории Омской области;
  • кадровое обеспечение служб, работающих с гражданами пожилого возраста.

Исполнителем – координатором программы является Министерство труда и социального развития в Омской области. В качестве исполнителей программы привлекаются следующие некоммерческие организации: Омская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и некоммерческое Партнерство «Ассоциация выпускников ОмГУ».

8. Постановление Правительства Омской области от 25 сентября 2009 г. № 174-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «семья и демография Омской области» (2010- 2014 годы)».

Целями Программы являются:

  • укрепление института семьи и пропаганда семейных ценностей, уменьшение негативного влияния факторов социальной среды на положение детей, проживающих в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • улучшение положения граждан старшего поколения и инвалидов, повышение эффективности системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • повышение эффективности занятости населения и обеспечение экономики квалифицированными специалистами;
  • формирование условий для социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий, а также для содержания по решению суда иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Исполнителем – координатором программы является Министерство труда и социального развития Омской области. В качестве исполнителей привлекаются следующие некоммерческие организации: Омская областная общественная организация «Лига» профессиональных управленцев», Омское областное отделение Общероссийской общественной организации «Союз женщин России», Омское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», региональная общественная организация «Омское родительское собрание».

Как видно из вышеперечисленных документов, они не относятся к регулированию вопроса взаимодействия органов государственной власти и СО НКО, а направлены на некоммерческие организации в целом. Это связано с тем, что данные документы приняты до вступления в силу поправок в ФЗ «О некоммерческих организациях» в части установления государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Документы под номером 4 и 5 приняты в 2008 г и были актуальны именно на тот год. Однако они могут служить примером для создания новых нормативно-правовых актов в сфере регулирования процесса вовлеченности социально ориентированных некоммерческих организаций в социальную сферу.

Последние 3 документа регулируют взаимодействие органов государственной власти региона с отдельными некоммерческими организациями в сфере социальной защиты. Данные документы не устанавливают процедуру взаимодействия со всеми СО НКО, что говорит о несовершенстве законодательной базы региона.

  Информационный центр
 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса