О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия

Анализ нормативно-правовой базы Иркутской области, которая содействует включенности социально ориентированных НКО в сферу социальных услуг

Нормативно-правовые акты, которые непосредственно касаются вопросов деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций:

1. Закон Иркутской области от 08.06.2011 N 37-ОЗ (ред. от 02.12.2011)"Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций"

НПА, которые затрагивают вопросы привлечения некоммерческих организаций в социальную политику (без привязки к социально ориентированной деятельности):

1 Приказ Департамента здравоохранения Иркутской области от 25 октября 2007 г. №1066 «О положении по взаимодействию с некоммерческими общественными организациями»

2 Постановление Правительства Иркутской области от 19 ноября 2012 г. №294-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013 г.г.

3 Постановление Администрации Муниципального образования г. Братска от 24 февраля 2012 г. №330 «Об утверждении положения об управлении социальной политики Администрации г. Братска»

4 Постановление Администрации муниципального образования «город Саянск» от 18 мая 2011 г. «110-37-431-11 «Об утверждении положения об отделе координации учреждений социальной сферы и социальной защиты»

ФЗ «О некоммерческих организациях» в ст. 31.1. установлены виды деятельности, осуществление которых некоммерческими организациями дает им право получения государственной и муниципальной поддержки. Одним из видов деятельности НКО может быть социальная поддержка и защита граждан.

Законом Иркутской области "Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" установлены дополнительные виды деятельности, осуществление которых дает право на получение поддержки. Меры государственной поддержки таких организаций являются общими, на практике реализуются не все.

Однако задачей анализа нормативно-правовой базы Иркутской области было выявить, предусмотрено ли нормативно-правовое регулирование какого-либо взаимодействия СО НКО с органами государственной (и муниципальной) власти.

Из региональных нормативно-правовых актов, посвященных теме вовлеченности НКО в социальную политику достойны внимания только 2 документа:

1. Приказ Департамента здравоохранения Иркутской области от 25 октября 2007 г. №1066 «О положении по взаимодействию с некоммерческими общественными организациями»

2. Постановление Правительства Иркутской области от 19 ноября 2012 г. №294-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013 г.г.

В первом документе устанавливается взаимодействие между Департаментом здравоохранения Иркутской области и НКО по реализации профилактических программ, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Иркутской области.

В документе указано, что такое взаимодействие осуществляется на основании договора либо соглашения о сотрудничестве. Однако детали такого договора в тексте самого Приказа не прописаны, из чего следует сделать вывод о том, что регулирование процедуры такого взаимодействия не достаточное. Кроме того, в положении не расписан процесс привлечения некоммерческих общественных организаций к реализации программ. Также не понятно, почему предпочтение отдается только некоммерческим общественным организациям. Это представляется неправильным, т.к. существуют и иные некоммерческие организации, уставные цели которых тесно связаны с профилактикой распространения ВИЧ-инфекции.

Второй областной документ довольно свежий, принят уже после того, как был на законодательном уровне как страны, так и в области был установлен статус социально ориентированных некоммерческих организаций. Речь идет о Постановлении Правительства Иркутской области от 19 ноября 2012 г. №294-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013 г.г.

Согласно данного Постановления некоммерческие организации привлекаются для реализациимероприятий в рамках создания и развития адресных, доступных и качественных услуг по профилактике социального сиротства, проведения эффективной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, расширения спектра и качества социальных и иных услуг, оказываемых воспитанникам организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, запланировано по наиболее актуальным направлениям:

  • расширение спектра социально-педагогических услуг в областных государственных учреждениях социального обслуживания детей;
  • внедрение новых видов социальных услуг семьям, находящимся в социально опасном положении (в том числе кодирование от алкогольной зависимости родителей детей из семей, находящихся в социально опасном положении, оплата отдельных ремонтных работ жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, приобретение необходимой мебели и бытовой техники);
  • развитие новых видов реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, областными государственными учреждениями социального обслуживания;
  • внедрение новых методов реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в домах ребенка (приобретение оборудования для ранней диагностики заболеваний и реабилитации последствий родовых травм в целях предупреждения инвалидизации детей и повышения возможности передачи детей на воспитание в семью).

Также некоммерческие организации привлекаются для реализации программ первичной профилактики, раннего вмешательства и реабилитационных программ для несовершеннолетних правонарушителей и их семей.

В муниципальных образованиях Иркутской области также предусмотрены программы, для реализации которых привлекаются некоммерческие организации.

Например, Постановлением Администрации Муниципального образования г. Братска от 24 февраля 2012 г. №330 «Об утверждении положения об управлении социальной политики Администрации г. Братска» установлено, что Управление социальной политики в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории города Братска, в целях решения социально-экономических задач и развития гражданского общества в городе Братске и предоставлению им субсидий;

Формы такого взаимодействия не предусмотрены, равно как и не прописан порядок установления такого взаимодействия. Тем не менее, для местных СО НКО есть база для развития взаимодействия с Управлением социальной политики г. Братска.

В Саянске взаимодействие с ОБЩЕСТВЕННЫМИ организациями устанавливается Постановлением Администрации муниципального образования «город Саянск» от 18 мая 2011 г. «110-37-431-11 «Об утверждении положения об отделе координации учреждений социальной сферы и социальной защиты». Однако привлекаются для социальной работы только конкретные организации:

  • Саянская городская общественная организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;
  • Саянская городская организация Иркутской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов";
  • Саянское отделение Иркутского регионального отделения межрегиональной организации "Союз пенсионеров России";
  • Отделение Иркутской областной общественной организации "Союз ветеранов Чернобыля";
  • Автономная некоммерческая организация "Городской совет женщин";
  • Зиминская местная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых";
  • Саянская городская общественная организация "Кризисный центр помощи женщинам";
  • религиозными объединениями и партиями по вопросам деятельности учреждений социальной сферы и социальной защиты городского округа.

В чем конкретно заключается такое взаимодействие, рассматриваемый документ не конкретизирует.

Заключение: нормативно-правовая база Иркутской области, которая содействует включенности социально ориентированных НКО в сферу социальных услуг, является недостаточной. Региональные нормативно-правовые акты не дают четкой регламентации процесса вовлечения СО НКО в социальную политику. Единичные законодательные акты или акты органов исполнительной власти также не дают четкого представления о механизме взаимодействия с некоммерческими организациями. Как органами муниципальной власти, и органами власти Иркутской области следует конкретизировать указанные механизмы в уже действующих нормативно-правовых актах, так и принять новые, которые расширят сферу вовлеченности СО НКО в социальную политику.

  Информационный центр
 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса