О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия

Анализ нормативно-правовой базы Алтайского края, которая содействует включенности социально ориентированных НКО в сферу социальных услуг

Основу правового регулирования вопроса социальной вовлеченности социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае, как и в других регионах, составляет ФЗ «О некоммерческих организациях». В ст. 31.1 данного Закона установлены виды деятельности, осуществление которых некоммерческими организациями дает им право получения государственной и муниципальной поддержки. Одним из видов деятельности НКО может быть социальная поддержка и защита граждан.

Для анализа нормативно-правовой базы Алтайского края, которая содействует включенности социально ориентированных НКО в сферу социальных услуг, были представлены следующие документы:

1. Документы, которые касаются вопроса вовлеченности в социальную политику СО НКО:

a. Закон Алтайского края от 11 июля 2011 г. № 78-ЗС «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае».

2. Документы, которые затрагивают вопросы участия в социальной политике НКО (без привязке к социально ориентированной деятельности):

a. Закон Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС "О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края"

b. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 1 декабря 2005 г. №725 «О комиссии Алтайского края по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий»

c. Постановление Администрации Алтайского края от 7 апреля 2000 г. №268 «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения семьи, женщин и детей в крае»

d. Постановлением Администрации Алтайского края от 12 марта 2008 г. №90 «О краевой межведомственной комиссии по профилактике и борьбе со СПИДОМ»

Каких-либо ведомственных документов, касающихся вопроса вовлеченности НКО в социальную политику региона, представлено не было.

Закон Алтайского края от 11 июля 2011 г. № 78-ЗС «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае». Данный региональный закон дает возможность социально ориентированным НКО, оказывающим социальную помощь и поддержку, принимать заказы на выполнение работ или оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В настоящий момент в Алтайском крае не так много нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы вовлеченности НКО в социальную политику.

Так, Законом Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС "О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края" установлено, что участниками стратегического планирования социально-экономического развития Алтайского края выступают также общественные, научные и иные организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.

Как видно, для взаимодействия в социальной политике региона могут быть привлечены не социально ориентированные некоммерческие организации, а ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, и то далеко не во всех случаях, а только в случаях, предусмотренных законодательством.

Также косвенно можно упомянуть Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 1 декабря 2005 г. №725 «О комиссии Алтайского края по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий». В данном документе в качестве одного из полномочий Совета, интересного с точки зрения данного анализа, можно выделить осуществление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Алтайского края, общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от политических репрессий, по реабилитации, предоставлению льгот, возврату конфискованного имущества, возмещению его стоимости или денежной компенсации, восстановлению прав реабилитированных и увековечению их памяти, розыску и содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения.

Интересен также следующий документ: Постановление Администрации Алтайского края от 7 апреля 2000 г. №268 «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения семьи, женщин и детей в крае». Данный орган создан для обеспечения согласованных действий государственных структур управления, общественных организаций и благотворительных фондов в области улучшения положения семьи, женщин и детей в крае.

Комиссия в ходе работы имеет право:

  • привлекать для участия в работе Комиссии представителей краевых комитетов и управлений, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, общественных объединений и других организаций;
  • вносить в установленном порядке в администрацию края предложения по вопросам, требующим ее решения;
  • запрашивать у краевых органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других организаций информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
  • участвовать в разработке региональных, территориальных социальных программ, направленных на улучшение положения семьи, женщин и детей;
  • создавать временные или постоянные рабочие группы из числа специалистов для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов решений комиссии, Совета администрации.

Как видно из текста Постановления, комиссия имеет весьма широкие полномочия, в том числе, и по привлечению общественных объединений к своей работе. Поскольку документ довольно старый, вопрос о привлечении социально ориентированных НКО к работе комиссии в нем не урегулирован. Тем не менее, в случае внесения в данный документ изменений в соответствии с действующим законодательством, он мог бы сыграть важную роль в социальной политике региона хотя бы в одной сфере.

Также в 2008 г. Постановлением Администрации Алтайского края от 12 марта 2008 г. №90 «О краевой межведомственной комиссии по профилактике и борьбе со СПИДОМ» создан орган, который осуществляет взаимодействие органов исполнительной власти Алтайского края и других государственных, некоммерческих организаций в сфере противодействия распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа на территории Алтайского края. Детали такого взаимодействия в данном документе не прописаны, однако этот документ можно взять за основу и доработать в соответствии с действующим законодательством.

В некоторых единичных случаях создаются общественные советы либо иные органы с участием в них представителей некоммерческих организаций наряду с государственными служащими. Например, в 2012 году по инициативе Регионального управления по ФСКН РФ по Алтайскому краю создан межрегиональный совет руководителей реабилитационных центров Алтайского края и Республики Алтай. Данный орган действует на базе Благотворительного фонда помощи матерям наркозависимых детей «Реинтеграция» в г. Барнауле. Первое заседание Совета состоялось при участии представителей Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю и аппарата краевой антинаркотической комиссии 7 февраля 2012 года. На заседании были определены цели Совета, его состав и руководство, а также формы отчетности реабилитационных центров для координации их работы. Задачи Совета - содействие и контроль за деятельностью негосударственных, в том числе некоммерческих, реабилитационных центров.

Заключение:

Нормативно-правовая база Алтайского края недостаточна с точки зрения регулирования вопроса вовлеченности социально ориентированных НКО в социальную политику региона. До сих пор единственным региональным документом, который регулирует правовое положение таких организаций, является общий закон о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае. Остальные документы были приняты до того, как был установлен статус СО НКО, и нацелены в основном на общественные организации, в то время как к социально ориентированным некоммерческим организациям относятся и иные формы юридических лиц, которые установлены Федеральным Законом «О некоммерческих организациях». Региональное законодательство в целях реализации ст. 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и Закона Алтайского края «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае» нуждается в существенной доработке, а именно: необходимо разработать новые нормативно – правовые акты и принять изменения в действующие с целью урегулирования вопроса вовлеченности социально ориентированных НКО в оказание социальных услуг.

  Информационный центр
 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса