В Кемеровской региональной общественной организации «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив» при поддержке Общественной палаты Кемеровская области прошел семинар-тренинг «Экономическая эффективность деятельности НКО: что и как считать», в котором приняли участие представители различных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления. Семинар-тренинг прошел в рамках проекта «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие», реализуемого Кемеровской региональной общественной организацией «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Ведущая семинара, Анастасия Москвина, тренер-консультант Центра развития некоммерческих организаций (г. Санкт-Петербург), подчеркнула, что, говоря об устойчивости, организация должна идти от цели и соотносить с нею свои результаты. Даже если организация не прибыльна, но выполняет свою миссию – она экономически устойчива, просто в этом случае деньги идут на выполнение социальной миссии, а не распределяются между акционерами. В чем мерить эффективность, какая она бывает? Как ее рассчитать и спрогнозировать? Участники семинара-тренинга рассмотрели критерии эффективности НКО с точки зрения власти, благополучателей, самой организации и общества в целом, поговорили о том, как совмещать экономику и социальный эффект, о видах эффективности организации, воспользовавшись различными методиками ее оценки, рассмотрели применение логико-структурного подхода и теории изменений для оценки планируемого к реализации проекта. Анастасия Москвина привела примеры сочетания экономической и социальной эффективности организаций, привлекающих в качестве сотрудников людей с инвалидностью, фондов, открывающих интернет-магазины сувенирной продукции, которая используется для пиара организации и привлечения новых жертвователей. Представители общественных организаций на практике просчитали эффективность своих фандрайзинговых акций: это был сбор пожертвований на покупку медицинского аппарата для больного ребенка, сбор средств на спартакиаду и строительство спортплощадок, акция ко Всемирному дню онкобольного ребенка, ярмарка-продажа с целью выручить деньги на подарки детдому, и другие. Они вывели коэффициент окупаемости фандрайзинговой акции, коэффициент рентабельности, нашли сопутствующие полученные эффекты. Необходимо помнить, отметила ведущая семинара Анастасия Москвина, что к социальному результату акции нужно относить и опробацию новых идей, пиар, опыт взаимодействия с новыми партнерами, планирование новых акций. Также одной из тем семинара стало оказание социальных услуг: что нужно для окупаемости. Участники семинара – поставщики социальных услуг обсудили практику оказания социальных услуг по ФЗ-442: логику действия организации при выходе на этот рынок, анализ рынка, учет конкурентных преимуществ, сравнение стоимости услуг, составление бизнес-модели. Они получили методические материалы для расчетов экономических показателей социальной услуги, обсудили экономику социальной услуги, постоянные и переменные расходы, с помощью чего можно выйти на объем безубыточности и рентабельность. Представители общественных организаций высказались о нужности и актуальности семинара, отметив практическую пользу рассмотренных методик оценки эффективности, а также механизмы действия организации при расчете показателей социальной услуги.
|
|||
|