О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия
  Вестник НКО
   Вестник НКО
   №5 (97) июнь-июль, 2008   
 
Встречи, семинары: Учиться фандрайзингу никогда не поздно


Версия для печати

22-24 июня 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась Международная практическая конференция "Белые ночи фандрайзинга", цель которой - познакомить участников с новыми инструментами и технологиями, входящими в арсенал фандрайзеров XXI века. Участниками конференции стали некоммерческие организации из 35 городов России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья - Молдавии, Украины, Польши, Германии, США.

У всех была возможность пообщаться и обменяться опытом с "коллегами по цеху", завязать новые знакомства и, возможно, найти партнеров для дальнейшей совместной деятельности, познакомиться с успешным опытом поиска средств для реализации проектов различной тематики, представить свои успешные проекты и акции, а также услуги для сообщества фандрайзеров.

Первый день конференции стал тренинговым. Каждый участник определил для себя уровень тренинга, который он хотел бы посетить. Я стала участником тренинга продвинутого уровня, который назывался "Проведение кампании по сбору средств на рабочем месте: стратегия и тактика". В данной теме был представлен успешный опыт Всеукраинского Благотворительного фонда "Дитячий свит" по привлечению сотрудников крупной компании к участию в благотворительной программе. В результате кампании было привлечено более 8 тысяч сотрудников и около 8 тысяч долларов ежемесячно. Всего в течение двух лет проведения благотворительных акций Фонда было собрано более 500 тыс. долларов, приняло участие более 20 тыс. человек из 23 областей Украины. Мероприятия Фонда направлены на сбор средств для борьбы с детской смертностью на Украине. На собранные средства приобретено и передано оборудование для Всеукраинского Центра детской кардиологии и кардиохирургии, а также для реанимационных отделений 7 областных детских больниц.

В этот же день прошел тренинг по теме "Волонтеры и спонсоры. Роль волонтеров в фандрайзинге", на котором были рассмотрены практические аспекты привлечения волонтеров в процесс фандрайзинга, а также даны ответы на вопросы: как и почему волонтеры включаются в фандрайзинговый процесс, как планировать работу с волонтерами. Своим опытом по данной проблеме поделилась Ева Собчик из Польской фандрайзинговой ассоциации.

На тренинге "Работа со сторонниками" Александр Шувалов обобщил многолетний опыт работы Гринпис России как организации, строящей свою фандрайзинговую программу исключительно на индивидуальных добровольных пожертвованиях. На примерах, взятых из повседневной практики, подробно были рассмотрены принципы и механизмы (регулярные рассылки информационных материалов, телемаркетинг, электронные рассылки) взаимодействия со сторонниками.

Интересную статистику по электронной филантропии привел Александр Шувалов. Количество пользователей Интернетом - 747 миллионов (январь 2007); 153 миллиона пользователей в США; 32 миллиона пользователей в России. В 2007 году в Интернете было привлечено около 4,1 миллиардов долларов. Рост за год составил 19%. А в России прогнозируемое количество интернет-пользователей на конец 2008 года - 40 миллионов человек, объем электронной торговли достиг 200 миллиардов рублей, а объем благотворительных средств, привлекаемых через интернет по некоторым косвенным оценкам не превышает 10-15 миллионов рублей. В ближайшие годы можно ожидать очень быстрый рост объема электронных пожертвований (в разы, а не на проценты).

Наталья Каминарская рассказала, что электронная филантропия существует в мире с конца 90-х годов, 58% пользователей Интернета в мире сотрудничают с НКО. К 2010 г. в США 25% всех частных пожертвований будут он-лайн.

Главными причинами такого быстрого развития этого вида пожертвований можно считать следующие. Во-перввых, возможность эффективно вовлечь в свою работу большое количество разных людей за сравнительно низкую цену. Во-вторых, привлечение новых участников благотворительной деятельности. В-третьих, увеличение среднего размера пожертвования по сравнению с off-line. И последниее, постоянное предоставление свежей информации. Но существуют 10 правил, которые должны знать все НКО, занимающиеся он-лайн - фандрайзингом, среди которых: всё - для доноров; не забывай, зачем пошел к людям; свежесть информации; интернет работает на тебя, но не за тебя.

Интересно была представлена программа "Российский фонд помощи", запущенная Издательским домом "Коммерсантъ" еще в 1996 году. Публикуя в газете и на интернет-сайте просьбы людей, попавших в беду, которые остро нуждаются в финансовой поддержке, Фонд собирает огромные средства. Схема, которую избрал создатель и руководитель Фонда Лев Амбиндер, исключает финансовых посредников между донором и объектом помощи. Готовя письма к публикации, Фонд припасает для читателей банковские реквизиты и счета поставщиков услуг. Как правило, это лучшие клиники Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и др. городов, а также иностранные и отечественные поставщики лекарственных препаратов, реабилитационного оборудования для инвалидов, мебели и бытового оборудования для неполных, многодетных и приемных семей, детских домов, интернатов и больниц. Большинство авторов писем по жизненным показаниям нуждаются в оплате высокотехнологичного и дорогостоящего лечения, которое государство пока не финансирует. Таким образом, помогая этим людям, читатели не подменяют, а дополняют госвложения в здравоохранение.

Интересными мыслями поделился руководитель Донецкого благотворительного фонда "Доброта" Яков Рогалин: "Инновация - это проданная новинка, коммерциализация знаний и идей. Социальное инвестирование - это обязательно паевое инвестирование, каждый должен внести свой вклад в сообщество - и тот, кто помогает, и тот, кому помогают". Яков поделился, как сумел "раскрутить" на частные пожертвования сотрудников фискальных органов, которые проверяли фонд.

Борис Цирульников рассказал об основных принципах работы Фонда Тольятти, среди которых: люби свою территорию; терпимость в отношениях; долгосрочность; быстрое реагирование на то, что происходит; умение падать и держать удар; верить в то, что делаешь и т.д.

На одной из секций мы поговорили об этических дилеммах фандрайзинга. Обсуждение этой темы проходило очень бурно, у каждого из участников было свое мнение по вопросу "Пахнут ли деньги?". Кто-то считал, что не важно, у кого взяты деньги, лишь бы они приносили пользу людям. Но не все согласились с версией, что захотят лечиться в больнице, построенной на деньги серийного убийцы.

На секциях по фандрайзингу на "сложные" темы шёл разговор о том, что, конечно, больные дети - это беспроигрышный вариант для сбора пожертвований, но как привлечь пожертвования на такие проблемы, как борьба со СПИДом, ВИЧ, алкоголизмом, наркоманией и др. Интересную презентацию проекта "Танцуй ради жизни", которая состоит из двух направлений - Школьный проект "Танцуй ради жизни" и "Кампания ради жизни", - представила Евгения Алексеева, директор Фонда "Фокус-Медиа". Школьный проект "Танцуй ради жизни" - это интерактивная, образовательно-развлекательная, ориентированная на жизненные навыки программа, состоящая из следующих четырёх компонентов: Привлечение ("Тур, объединяющий сердца"); Углубленное обучение (Программа "Жизненные навыки"); Вовлечение в деятельность ("Действуй ради жизни"); Поощрение (Финальное танцевальное мероприятие).

Этап "Действуй ради жизни" реализуется параллельно с остальными этапами и направлен на проведение всевозможных фандрайзинговых мероприятий по привлечению информационных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации прокта.

На одной из секций мы обсудили тему фандрайзинга в государственных структурах. Несмотря на большой перечень обозначенных проблем в этой области, были названы и успешные стратегии, основными пунктами которых являются: поддерживание постоянных тесных контактов с сотрудниками государственных структур; передача ценной информации о событиях; активное участие в координационных советах; поддержка депутатов Государственной Думы; вовлечение сотрудников в принятие решений и т.д.

В целом конференция прошла на высоком уровне, много полезной информации получил для себя каждый ее участник. Все три дня конференции для желающих работала "Лаборатория техноликбез", предоставляющая возможность освоить полезные для фандрайзинга и деятельности НКО компьютерные программы. Кроме того, в фойе была организована благотворительная лотерея и выставка. Все участники разъезжались с теплым чувством и надеждой на новые встречи.

Нина ПОНОМАРЕВА,
КЦ "Инициатива"


 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса