О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия
  Вестник НКО
   Вестник НКО
   №5 (91) сентябрь - октябрь, 2007   
 
УФРС по Кемеровской области сообщает... : Выявление некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность


Версия для печати

Данные о количестве некоммерческих организаций - юридических лиц согласно ведомственному реестру зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области (около трех с половиной тысяч некоммерческих организаций по состоянию на октябрь 2007 года) дает общую статистическую картину. Но фактически действующих организаций значительно меньше. Реестр содержит большое количество некоммерческих организаций <мертвых душ>. Можно предположить, что это около половины некоммерческих организаций, в первую очередь общественных объединений, и особенно профсоюзов.

По количеству поступивших (и продолжающих поступать) отчетов за 2006 год видно, что половина НКО не спешат уведомить о своей деятельности, и, скорее всего, не столько по причинам нежелания подчиниться требованиям закона, а из-за того, что собственно организаций и заинтересованных в их работе людей нет.

С начала 2007 года количество некоммерческих организаций в ведомственном реестре уменьшилось на 450 организаций, из них только 5% некоммерческих организаций самостоятельно приняли решение о ликвидации, имея необходимые средства на проведение <дорогостоящей> процедуры ликвидации. Более 200 некоммерческих организаций, состоявших на учете в Управлении, утратили статус юридического лица по решению регистрирующего органа (Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области) в соответствии со ст.21.1 Федерального закона <О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>: если более года не представлялась налоговая отчетность и не осуществлялись операции по банковскому счету (либо счет не открывался).

Остальные некоммерческие организации, в основном общественные объединения, исключены из реестра на основании судебных решений о признании их прекратившими деятельность в качестве юридического лица.

Прежде чем направить в суд исковое заявление о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц по основаниям, предусмотренным ст.29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (неоднократное непредставление сведений, установленных указанной статьей закона, неисполнение обязанностей), специалисты Управления проводят большую подготовительную работу по выявлению фактически недействующих общественных объединений. Систематически проводятся сплошные проверки учетных дел на предмет наличия ежегодной отчетности (в 2007 году - после окончания срока отчетности - после 15 апреля 2007 года, дополнительно - по окончании полугодия). Если отчетная информация не поступила - выносится предупреждение. Практически все действующие общественные объединения с пониманием относятся к такой предупредительной мере и своевременно направляют необходимую информацию, а нередко и благодарят за напоминание об отчетности.

В 2007 году в связи с отсутствием ежегодной информации о продолжении деятельности вынесено 326 предупреждений общественным объединениям; 13 предупреждений религиозным организациям, более 300 предупреждений иным некоммерческим организациям.

Если организация на предупреждение не реагирует, информацию, либо запрошенные документы не представляет, либо письмо Управления возвращено отделением Почты России из-за отсутствия адресата, истечения срока хранения и т.п., то может быть вынесено повторное предупреждение с направлением его по домашним адресам руководителя, членов руководящего органа или учредителей. В редких случаях "находится" либо организация (изменила адрес для связи с ней, но Управление об этом своевременно - в три дня - не уведомило, изменения в Единый государственный реестр юридических лиц не внесло), либо представители организации. Из ответов, поступающих в Управление, видно - действует ли организация или деятельность фактически не ведется. Но иногда требуется и сбор дополнительной информации о наличии деятельности (если предупреждения до адресата не дошли): ведутся телефонные переговоры с руководителями, учредителями, членами, участниками организаций, либо по предложению Управления граждане присылают заявление, объяснение, пояснение, уведомление об отсутствии деятельности общественного объединения или утрате связи с организацией и отсутствии о ней сведений. Иногда запрашивается информация от вышестоящей организации, если выясняется наличие фактической деятельности структурного подразделения общественного объединения. Информация может поступать от органов местного самоуправления по месту нахождения организации.

Если доказательств того, что организация не действует достаточно и есть основания, предусмотренные ст.29 Федерального закона "Об общественных объединениях", в суд направляется заявление.

По выявлению недействующих профсоюзных организаций в 2007 году свои результаты дала большая разъяснительная работа: в областные и территориальные организации были направлены запросы о предоставлении ежегодной информации о продолжении деятельности на основании ст.29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и предложением проинформировать все действующие первичные профсоюзные организации о направлении информации в Управление, представить список недействующих организаций. Неоднократно проводились встречи, беседы, консультации с руководителями и представителями профсоюзов, разъяснялись требования закона к ежегодному информированию. Письма направлялись и непосредственно в профсоюзные организации.

В большинстве случаев уже из названий профсоюзов было видно, что статус юридического лица до настоящего времени имеют профсоюзные организации ликвидированных предприятий - обанкротившихся угольных шахт, разрезов, сельскохозяйственных предприятий, реорганизованных учреждений здравоохранения. Для направления в суд заявлений о признании профсоюзных организаций прекратившими деятельность в качестве юридического лица нередко было достаточно одного, но самого важного доказательства - информации вышестоящей организации отраслевого профсоюза о том, что первичная профсоюзная организация не действует.

В Управление довольно часто поступают заявления руководителей объединений с просьбой к Управлению обратиться в суд для признания их прекратившими деятельность в качестве юридического лица, так как для принятия самостоятельного решения о ликвидации невозможно провести заседание высшего органа из - за отсутствия членов в организации, отсутствуют средства на проведение дорогостоящей процедуры самоликвидации. Если есть основания, Управление идет навстречу таким обращениям и направляет заявления в суд, предупреждая обратившихся о необходимости личной явки в судебное заседание после получения повестки. За последний год с такими заявлениями в Управление обратились руководители более 30 недействующих общественных объединений, в том числе профсоюзных организаций.

В 2007 году в суд направлено около 220 заявлений о признании недействующих общественных объединений прекратившими деятельность в качестве юридического лица. Решений об отказе в удовлетворении исковых требований судами Кемеровской области не выносилось.

Лилия Ивановна СЕРЕБРЕННИКОВА,
начальник отдела по делам общественных и религиозных объединений Управления Федеральной регистрационной службы
по Кемеровской области


 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса