О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия
  Вестник НКО
   Вестник НКО
   №4 (90) июль - август, 2007   
 
Реализуем проекты: Социальные услуги населению через партнерство НКО и власти


Версия для печати

2 июля 2007 года состоялась Международная конференция по проекту "Социальные услуги населению через партнерство НКО и власти". Цель - показать опыт взаимодействия и социального партнерства власти с общественными организациями по итогам выполнения проекта "Социальные услуги населению через партнерство НКО и власти". Проект поддержан Европейской Комиссией по Партнерской программе ТАСИС в области институционального развития (ППИР) "Содействие в развитии гражданского общества и местных инициатив".

В конференции приняли участие руководители организаций-членов Сибирской сети центров общественного развития, координаторы и участники проекта, представители организаций-партнеров, органов власти, государственных/муниципальных учреждений.

Участники конференции обменялись опытом взаимодействия и социального партнерства власти с общественными организациями в сфере оказания социальных услуг населению, рассмотрели дальнейшие перспективы развития социального обслуживания граждан за счет привлечения ресурсов некоммерческого сектора.

В.Н.Дзюба, заместитель председателя Совета ОО Кузбасский центр "Инициатива", ознакомила присутствующих с работой по вовлечению общественных организаций в сферу социальных услуг, с этапами реализации проекта, его результатами и перспективами. По мнению В.Дзюба, есть неправительственные организации, которые обладают огромным потенциалом, возможностью более гибко реагировать на все запросы населения и более четко решать даже самые мелкие проблемы; есть прецеденты, когда НКО предлагают качественные услуги и успешно работают в социальной сфере; в последнее время и в государственном секторе появилось желание в привлечении общественных организаций в различные сферы. Есть опыт, когда осуществляются совместные проекты, направленные на решение проблем социально-незащищенных слоев населения.

Партнер проекта, председатель неправительственной организации "Pro NGO! e.V." (Германия) Ханс Борн, в своем выступлении рассказал об общественных объединениях в Германии: формах организации, правовых основах, международном сотрудничестве. В Германии нет специальных законов, регулирующих деятельность НПО, а существует статья в Конституции, и этого достаточно. Довольно простая регистрация в участковом суде в течение 1-2 недель при стоимости 150 Евро и при условии наличия не менее 7 учредителей, но при этом - очень жесткий контроль за всеми видами деятельности организаций.

Большой интерес слушателей вызвало выступление А.М.Хикматулина, главного специалиста Департамента социального развития Тюменской области. Он рассказал об опыте Тюменской области по организации социального обслуживания населения в новых организационно-правовых формах хозяйствования. В 2005 году в ряд государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания области был реорганизован в автономные некоммерческие организации. Данные преобразования позволили уровнять в получении средств областного бюджета на предоставление социальных услуг все учреждения и организации различных организационно-правовых форм хозяйствования, в том числе общественные организации.

С 2006 года оказание гарантированных государством социальных услуг осуществляется учреждениями и организациями социального обслуживания населения через систему государственного заказа. Постановлением Правительства Тюменской области утверждены: перечень гарантированных государством социальных услуг, государственные стандарты социального обслуживания населения в Тюменской области, определяющие порядок и условия оказания социальных услуг, основные требования к их объему и качеству, а также порядок определения тарифов на социальные услуги. Данный подход позволил через внедрение новых экономических механизмов обеспечить участие в сфере социального обслуживания населения негосударственных учреждений и организаций, а также создать конкурентную среду, способствующую повышению качества предоставления социальных услуг.

В соответствии с действующим законодательством финансирование социального обслуживания населения осуществляется департаментом социального развития Тюменской области путем заключения государственного контракта с победителями открытого конкурса на оказание гарантированных государством социальных услуг.

В рамках проекта было проведено социологическое исследование среди населения, представителей общественных организаций и власти, а также издана брошюра "Социальные услуги населению через партнерство НКО и власти". Исследование охватило восемь городов сибирского региона: Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Тюмень, Барнаул, Красноярск, Горно-Алтайск. Результаты исследования были представлены одним из авторов исследования Э.Н.Вольфсоном, к.ф.н., доцентом кафедры "Государственное и муниципальное управление" Кемеровского государственного технического университета.

О созданной информационной базе данных организаций, оказывающих социальные услуги, рассказала Ю.К. Горланова, администратор центра общественного развития ОО Кузбасский центр "Инициатива". Сбор информации в банк данных проводился через анкетирование, опрос общественных, некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере. Всего анкеты заполнили 89 государственных и негосударственных организаций из 9 территорий Сибири. Результаты анализа полученных данных показали, что большинство организаций, работающих в сфере предоставления социальных услуг, имеют опыт работы более 5 лет - 82% опрошенных. По работе с целевыми группами, на первом месте организации, работающие с детьми - 57,1%. Второе место занимают люди с ограниченными возможностями (инвалиды) - 54,8%. На третьем - пожилые люди - 44%. Затем идут семьи, малоимущие, женщины, наркозависимые и бывшие наркоманы.

Распространение платных услуг клиентам мотивируется не только материальными обстоятельствами, но и в качестве средства, стимулирующего создание более благоприятного климата взаимной ответственности. Оказываемые таким путем услуги обычно имеют льготный или низкий тариф. Часто оплата услуг не покрывает расходы НКО на оказание таких услуг, но она является хорошим стимулом сохранения и развития партнерских отношений между клиентами и НКО.

"Социальное партнерство в Алтайском крае. Мифы, реальность, перспективы". Так называлась презентация С.Б. Чураковой, председателя правления Алтайской краевой общественной организации "Поддержка общественных инициатив". Алтайские общественники из числа НКО и госучреждений на переговорной площадке, которая прошла в Барнауле в марте 2007 года, определили для себя, чем для них является социальное партнерство. Социальное партнерство возможно тогда, когда каждый партнер вносит свое уникальное, что он делает лучше других или этого не делает никто из партнеров или ресурс, которого нет у других партнеров. НКО, например, может предложить проведение оценки потребностей клиентов, разработку индикаторов качества и оценку качества услуг. Также НКО могут обучить специалистов госучреждений, предоставить в небольшом объеме ряд услуг и обеспечить их сопровождение; разработать и реализовать совместные проекты и целевые программы.

На конференции О.П.Сиротина, эксперт Регионального бюро поддержки Программы сотрудничества ЕС и России, рассказала присутствующим о Программе сотрудничества Европейского Союза и России (Тасис). Программа сотрудничества ежегодно разрабатывает Национальную Программу действий, которая включает финансирование больших проектов и программ малых проектов. Большие проекты непосредственно входят в Национальную Программу действий и согласовываются с Правительством РФ. Минимальный бюджет проекта - 2 млн. евро. Программы малых проектов состоят из однотипных малых проектов, отбираемых на конкурсной основе. Эти проекты не нуждаются в согласовании с Правительством РФ. Максимальный размер гранта определяется конкретной программой (500 тыс. евро).

За время работы Программы сотрудничества ЕС и России на территории РФ было выполнено более 200 больших и малых проектов, среди которых 31 проект был реализован в Сибири.

В ходе реализации проекта "Социальные услуги населению через партнерство НКО и власти" в 8 регионах Сибири шла разработка пилотных проектов, направленных на решение одной узкой социальной проблемы конкретной целевой группы. Что из этого получилось, рассказали координаторы проекта в регионах.

"Партнерство в оказании услуг глухим и слабослышащим. Омский опыт". Им поделилась Т.В.Капустина, консультант Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих".

Действующая Конституция, федеральные законы об инвалидах дают широкие возможности в обеспечении их прав, в том числе на участие в формировании необходимых условий собственной жизни. Однако на сегодняшний день решение этих задач затруднено. Для того, чтобы это положение изменилось, нужна целенаправленная деятельность среди инвалидов и родителей детей-инвалидов, широкое информирование общественности, выявление активных людей, поддержка инициатив, обучение и организация совместной деятельности всех заинтересованных в улучшении статуса инвалидов. В этой работе уже сделаны первые шаги. Продолжаются взаимные консультации и обмен информацией со специалистами управлений образования, социальной поддержки, службы занятости населения, инвалидами, родителями выпускников школ интернатов, другими общественными организациями по проблемам образования, развития обеспечения прав, возможности трудоустройства.

Другая форма работы касается непосредственного практического оказания социальных услуг. Программа "Лучшее для детей. Программа для родителей" может стать хорошим ресурсом для родителей глухих детей, поскольку предполагает использование различных методов усиления роли семьи, а также близких родственников в развитии глухого ребенка и создании среды, наилучшим образом соответствующей способностям и потребностям ребенка. Программа основана на использовании метода тотальной коммуникации для воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. Все средства коммуникации считаются главными: речь, жестовый язык, остатки слуха, чтение, письмо, мимика. Сотрудники программы остановились на этой программе, т.к. считают ее наиболее демократичной, допускающей самые широкие коммуникации, позволяющей глухим людям чувствовать гордость за свою культуру, дающей наибольшие возможности для развития глухих детей.

Об оказании социальных услуг одиноким пожилым гражданам Новосибирской области рассказала К.В.Гребенник, менеджер программ МОФ СЦПОИ. Тенденции в области таковы, что люди в районах по велению души берут в свои семьи этих пожилых людей (приемные семьи) или молодые семьи въезжают в дом к таким пожилым людям (гостевые семьи), беря на себя заботу и уход за ними. Департамент труда и социального развития Новосибирской области совместно с организацией "Областной совет ветеранов войны, труда правоохранительных органов" провели анкетирование по районам области, которое показало, что в 27 из 30 районов есть приемные семьи. Всего по области на конец 2006 года таких семей 144, в которых проживает 150 пожилых одиноких граждан.

Усилиями представителей департамента труда и социального развития Новосибирской области, представителей НКО начата разработка проекта областного закона "О приемной семье для одиноких пожилых граждан", регулирующего взаимодействие власти и семьи, берущей на обслуживание пожилых людей.

В Новосибирске с 2001 года работает программа пожизненной ренты для пожилых граждан. Пожизненная рента - один из видов социальной помощи одиноко проживающим пожилым горожанам, которые передают принадлежащее им жилое помещение в собственность мэрии, а в обмен ежемесячно получают определенную денежную сумму.

В апреле 2007 года при департаменте труда и социального развития создан Совет по вопросам социального обслуживания населения, в который вошли представители департамента и представители 11 НКО (в том числе и МОФ СЦПОИ). Совет является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным для разработки эффективных мер по совершенствованию системы социального обслуживания населения НСО, координации совместной деятельности органов исполнительной власти НСО, негосударственных организаций в решении вопросов социального обслуживания населения и повышения качества предоставляемых социальных услуг.

Об опыте продвижения социальной программы для инвалидов детства в Томской области рассказали С.В.Филонов, исполнительный директор Томского областного общественного фонда "Центр Общественного Развития" и З.В.Фомичева, председатель Томской региональной общественной организации родителей и опекунов инвалидов детства "Незабудка". В Томске существует проблема трудоустройства выпускников коррекционных школ. Для подготовки к самостоятельной жизни и создания возможностей трудоустройства всем школам необходимо расширение площадей, на которых можно было бы оборудовать учебно-производственные мастерские. Основной запрос коррекционных школ к городской власти - выделение бесплатного или льготного муниципального нежилого помещения.

Был подготовлен проект областной целевой программы "Развитие механизмов реабилитации инвалидов детства с глубокими интеллектуальными и физическими нарушениями", он рассмотрен на заседании Думы Томска. Решением городской Думы для организации творческих мастерских инвалидов в безвозмездную аренду было выделено нежилое помещение в Кировском районе Томска общей площадью 40 кв.м. По вопросу финансирования ставок педагогов депутатами дано поручение в комитет по местному самоуправлению Администрации Томска и принято обращение в Департамент социальной защиты населения Томской области с просьбой включить программу "Развитие механизмов реабилитации инвалидов детства с глубокими интеллектуальными и физическими нарушениями" в одну из действующих федеральных программ.

На сегодняшний день программа не начала свою работу. А пока по приглашению американской организации "Hope" представители ТРООРОИД "Незабудка" были приглашены на Аляску для обмена опытом. Американские коллеги остались довольны полученной информацией о томском опыте и пообещали повлиять на положительное решение относительно программы "Развитие механизмов реабилитации инвалидов детства с глубокими интеллектуальными и физическими нарушениями".

Коллеги из Красноярского края поделились с участниками конференции опытом взаимодействия НКО и муниципальных учреждений в рамках реализации партнерских проектов. И.П.Печковская, генеральный директор КРОО "Агентство общественных инициатив" рассказала о проекте "Чужих детей не бывает". В Красноярске остро стоит проблема социального сиротства. В настоящее время в детских приютах находится 117 детей на реабилитации в возрасте от 4 до 18 лет, в том числе в "Заботе" - 71 человек (это самый большой стационарный центр в городе), в "Ростке" - 18 человек. Это дети, которые не охвачены материнской и отцовской любовью.

Проект еще не закончен, в настоящее время обрабатываются результаты исследования, проведенного КГПУ по анкете "Отношение населения Красноярска к проблеме брошенных детей", которые будут представлены в сентябре на круглом столе, где встретятся представители заинтересованных учреждений и ведомств. В июле для ребят из центров "Эдельвейс" и "Забота" добровольцы подготовят веселые соревнования, а в августе к проекту присоединится новая группа ребят из центра "Росток". До окончания проекта планируется проведение осенней акции помощи "уличным детям". Дети получат информационные материалы с адресами благотворительных столовых, "ночлежек", социальных центров; будут обеспечены чистой одеждой, получат питание и медицинскую помощь. Конечная цель проекта - разработка методики внедрения интерактивных игровых и обучающих программ по технологии "дети - детям" в детские учреждения и тиражирование успешного опыта. Для этого будет обобщен опыт работы организаций - партнеров и разработаны рекомендации для данной программы.

На подведении итогов конференции участникам был предложен "свободный микрофон", и они смогли высказать свои мнения и пожелания по итогам реализованного проекта.

Барова В.В., исполнительный директор Благотворительного Фонда развития города Тюмени: "Полученный нами опыт уникален. Во многом наш успех был предопределен работой с немецким партнером, тем опытом, который мы получили в Германии летом 2006 года. И то, что мы наработали за это время с участниками проекта - это наш совместный продукт. Когда мы сегодня задумываемся о разгосударствлении социальной сферы, меня удручает то, что мы опять пытаемся изобрести велосипед. В мире уже давно существуют и работают технологии, которые можно применять и в России. Все, что делается на этой площадке, должно делаться аккуратно, основываясь на анализе, оценке, на повторении того опыта, который в нашей жизни присутствует".

Вольфсон Э.Н., канд.филос.наук, доцент кафедры "Государственное и муниципальное управление" КузГТУ: "За сегодняшний день я получил подтверждение проведенного социологического опроса населения. Все услышанное и увиденное на конференции очень интересно и полезно. Думаю, что миссия некоммерческого сектора остается той же - искать ниши, которые возникают. В каждом регионе есть свои уникальные проблемы, и именно третий сектор должен заполнять возникающие ниши по их решению. Должно быть партнерство власти и НКО в оказании высококвалифицированных качественных услуг населению".

Ханс Борн, председатель неправительственной организации "Pro NGO! e.V." (Германия): "Меня впечатляют хорошие результаты проекта, которых мы достигли. Также я рад, что стажировка в Германии оказалась для вас очень полезной. Но мы показали лишь частичку большой работы, которая ведется на местах, а вы уже здесь на местах можете развивать и воплощать увиденное. Мне было очень приятно работать с такими профессиональными людьми, и я готов вести переговоры по вопросу дальнейшего сотрудничества с вами. Я работаю в некоммерческом секторе уже 15 лет и могу с уверенностью сказать, что данный проект один из лучших. Я часто бываю в России, но у Вас мне нравится больше всего".

Малицкая Е.П., президент МОФ СЦПОИ: "Сегодня как в бизнесе, так и во власти идет работа по описанию процессов и стандартов работы. Для НКО, оказывающих услуги, это также крайне важно. Я надеюсь, что наше сотрудничествои с Сибирской Сетью и с немецким партнером продолжится, а также в этих процессах примут участие те, кто здесь присутствует. Радует, что работая в проекте с НКО и властью, к нам присоединилась и высшая школа. Надо объединять ресурсы и двигаться дальше".

Рондик И.Н., председатель Совета ОО "Кузбасский центр "Инициатива": "Центры общественного развития за период реализации проекта накопили достаточный опыт, который необходимо описать в виде успешных историй. Сегодня Вы получили два готовых продукта проекта - это брошюра по итогам социологического исследования и базу данных организаций, оказывающих услуги населению. Работа будет продолжаться, будет также распространяться опыт успешного партнерства власти и НКО. Очень здорово, что именно Сибирская Сеть начала инициирование данного вопроса".

Юлия ГОРЛАНОВА,
администратор ЦОР КЦ "Инициатива"


 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса